С 2023 года крестьянские (фермерские) хозяйства могут получать земельные участки на определенных условиях

Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям (далее — Управление), информирует, что с 01.01.2023 года вступила в силу ст. 2 Федерального закона 14 июля 2022 года № 316-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации», согласно которой Федеральный закон от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» дополняется статьей 10.1. Теперь граждане и крестьянско-фермерские хозяйства смогут получать государственные и муниципальные участки сельскохозяйственного назначения:

  • в аренду без торгов;
  • на срок – до 5 лет;
  • с возможностью многократного продления аренды земельного участка (закон устранил норму об однократном предоставлении права аренды участка);
  • вне зависимости от уже имеющихся в наличии земельных наделов;
  • с правом арендатора приоритетного выкупа арендуемого земельного участка в дальнейшем;
  • без подтверждения отсутствия у гражданина или крестьянского (фермерского) земельного участка на территориях иных субъектов РФ.

Также вышеуказанным законом установлены следующие дополнительные ограничения прав арендаторов муниципальных участков сельскохозяйственного назначения:

  • запрет на изменение целевого назначения земельного участка;
  • запрет на передачу земельного участка третьим лицам (в том числе в субаренду) или арендных прав на участок в залог;
  • нельзя вносить земельные участки в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив;
  • в предоставлении земельного участка может быть отказано если его площадь или площадь предоставленных участков не соответствует предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления КФХ его деятельности, установленным законом субъекта РФ

Главными задачами закона Правительство считает следующее:  

  • значительное увеличение объёмов производства крестьянских и фермерских хозяйств;
  • введение в оборот сельскохозяйственных земель, заброшенных за годы перестройки и реформ, и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса;
  • развитие локальной сельской экономики;
  • ликвидация проявившейся практики «договорных» торгов по сельскохозяйственных землям, на которых побеждали люди, строившие в дальнейшем на заброшенной пашне не ферму, а многоквартирный дом для продажи;
  • предотвращение «серых» сделок и схем, по которым агрохолдинги могли бы перекупать землю у фермеров через третьи лица.

Управление рекомендует более подробно ознакомиться с изменениями в законодательстве в целях недопущения нарушений при аренде муниципальных участков сельскохозяйственного назначения.