Разъяснение отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора о возложенных полномочиях, особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) в 2022 году

Государственный земельный надзор (контроль)

Согласно Положению о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 №1081, на территории Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляют три органа государственной власти: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба государственной регистрации и картографии и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Надзорные полномочия между указанными органами четко разделены законодательством Российской Федерации.  

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением:

а) обязательных требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

б) обязательных требований по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, защите земель от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями;

в) обязательных требований по использованию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

г) обязательных требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы);

д) обязательных требований по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

е) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов) в пределах их компетенции.

  Выше указанные полномочия, осуществляются Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальными органами) в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», виноградопригодных земель и не распространяются на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе строительства гаражей для собственных нужд), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества (за исключением жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности). Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

Что является предметом государственного земельного надзора?

Предметом государственного земельного надзора являются: соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (далее — контролируемые лица) обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

соблюдение обязательных требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления деятельности по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Что является объектом государственного земельного надзора?

Объектом государственного земельного надзора являются объекты земельных отношений (земли, земельные участки или части земельных участков), а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Государственный контроль (надзор) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами

 Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 №1067 и устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами (далее — государственный надзор).

Что является предметом государственного  надзора?

Предметом государственного надзора является соблюдение гражданами и юридическими лицами регламентов применения пестицидов и агрохимикатов при производстве сельскохозяйственной продукции, за исключением применения пестицидов и агрохимикатов гражданами для ведения личного подсобного хозяйства.

Что является объектом государственного  надзора?

Объектами государственного надзора являются:

а) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, связанные с применением пестицидов и агрохимикатов;

б) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются при производстве сельскохозяйственной продукции с применением пестицидов и агрохимикатов (за исключением применения пестицидов и агрохимикатов гражданами для ведения личного подсобного хозяйства) (далее — производственные объекты).

Какие особенности осуществления государственного контроля (надзора) в условиях моратория?

Обращаем внимание лиц осуществляющих применение пестицидов и агрохимикатов при выращивании сельскохозяйственных культур, а также правообладателей земельных участков сельскохозяйственного назначения, что положениями Постановления Правительства РФ от 10.03.2022  №336 установлены особенности осуществления видов государственного контроля (надзора) к организации и осуществлению которых применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ), а также осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Особенности применяются при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) вне зависимости от организационно-правовой формы контролируемого лица и распространяются в том числе на осуществление контрольной (надзорной) деятельности в отношении физических лиц.

Доводим до Вашего сведения, что все запланированные проверки в области государственного земельного надзора и в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами на 2022 год отменены приказом руководителя Управления и исключены из ЕРКНМ. Контрольный (надзорный) орган, орган контроля вправе осуществить вместо планового контрольного (надзорного) мероприятия, плановой проверки- профилактический визит. Контролируемое лицо не вправе отказаться от профилактического визита в рассматриваемом случае.

 В связи с наложенным мораторием на проведение плановых контрольно-надзорных мероприятий, земельный надзор будет проводиться только на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа на проведение мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами, такими как:

—  наблюдение за соблюдением обязательных требований  (посредством сбора, анализа имеющихся данных об объектах контроля, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети «Интернет», иных общественных данных);

выездное обследование   (посредством осмотра, отбора проб (образцов) почвы, инструментального обследования (с применением видеозаписи), испытания, экспертизы).

 Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры.

По результатам проведения мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами составляется заключение, выдавать предписания- запрещено. Предписание не выдается, если в рамках КНМ выявлены нарушения, не влекущие угрозу, нарушения фиксируются в заключении и может быть выдано предостережение.

В каких случаях принимается решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия?

В случае принятия решения руководителем Управления (заместителем руководителя) о проведении контрольного (надзорного) мероприятия на основании сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установления параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, такое решение принимается на основании мотивированного представления должностного лица органа государственного надзора (его территориального органа) о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

 Что является основанием для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в 2022 году? Подлежат ли внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия согласованию с органами прокуратуры?

С органами прокуратуры   согласовываются внеплановые КНМ при условии следующих оснований:

 -при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;

— при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;

— при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;

— при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;

-в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации;

— сведения о непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, непосредственная угроза обороне страны и безопасности государства и непосредственная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, полученные в ходе проведения мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами;  

— поступления жалоб граждан, при этом необходима прямая связь между угрозой нарушения (фактом нарушения) обязательных требований и правами, и законными интересами конкретного заявителя.

Критерии для определения непосредственной угрозы причинения вреда указанным охраняемым законом ценностям не предусмотрены. Их оценка дается органами прокуратуры при согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

Возможно ли проведение внеплановых КНМ без согласования с органами прокуратуры?

  Без согласования с органами прокуратуры КНМ проводятся:

— по поручению Президента Российской Федерации;

— по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления №336;

— по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления №336 и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации.

 Поручения заместителей Председателя Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий должны содержать следующие сведения:

1) вид контроля, в рамках которого должны быть проведены контрольные (надзорные) мероприятия;

2) перечень контролируемых лиц (групп контролируемых лиц), в отношении которых должны быть проведены контрольные (надзорные) мероприятия;

3) вид и предмет контрольного (надзорного) мероприятия;

4) период, в течение которого должны быть проведены контрольные (надзорные) мероприятия.

— по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

— при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

Предусмотрено ли продление сроков исполнения предписаний?

Срок исполнения предписаний, выданных в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» до дня вступления в силу настоящего постановления №336 и действующих на день вступления в силу настоящего постановления, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.

Контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контрольный (надзорный) орган, орган контроля не позднее предпоследнего дня срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, которое рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

 Профилактические мероприятия осуществляются инспекторами в целях стимулирования добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований и направлены на снижение риска причинения вреда (ущерба), а также являются приоритетными по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

Профилактические мероприятия осуществляются на основании программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденной руководителем Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, прошедшей общественное обсуждение и размещенной на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в сети «Интернет».

Какие виды профилактических мероприятий существуют?

При осуществлении государственного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) профилактический визит.

Каким образом осуществляются профилактические мероприятия?

  Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется   посредством размещения сведений  на официальном сайте Управления в сети «Интернет», в средствах массовой информации,   и в иных формах.

Размещенные сведения поддерживаются в актуальном состоянии и обновляются по мере  их изменения.

Обобщение правоприменительной практики осуществляется ежегодно должностными лицами Управления путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатов, а также поступивших в Управление обращений.

 Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется инспекторами в случае получения ими сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если указанные сведения не соответствуют утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований.

Объявленное предостережение направляется в адрес контролируемого лица   в течение 3 рабочих дней с даты объявления предостережения.

Инспектор регистрирует предостережение в журнале учета объявленных им предостережений с присвоением регистрационного номера.

В случае объявления Управлением предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении указанного предостережения. Возражение направляется должностному лицу Управления, объявившему предостережение, не позднее 15 календарных дней с даты получения предостережения.  Возражения составляются контролируемым лицом в произвольной форме и должны содержать в себе следующую информацию:

наименование контролируемого лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) в случае составления возражения гражданином или индивидуальным предпринимателем);

дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;

обоснование позиции, доводы в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;

фамилия, имя, отчество (при наличии) направившего возражение;

дата направления возражения.

Возражение рассматривается должностным лицом Управления, объявившим предостережение, не позднее 30 рабочих дней с даты получения такого возражения.

В случае принятия представленных контролируемым лицом в возражениях доводов инспектор аннулирует направленное предостережение с соответствующей отметкой в журнале учета объявленных предостережений и направлением информации об аннулировании в адрес контролируемого лица   в течение 3 рабочих дней с даты его аннулирования.

Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется инспектором по обращениям контролируемых лиц и их представителей по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора. Время консультирования не должно превышать 15 минут. Консультирование осуществляется без взимания платы.

Консультирование может осуществляться инспектором по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий.

Личный прием граждан проводится руководителем Управления или его заместителями. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах размещены на официальном сайте Управления в сети «Интернет».

Консультирование осуществляется по следующим вопросам:

а) организация и осуществление государственного надзора;

б) порядок осуществления контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий;

в) порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц органа государственного надзора;

г) получение информации о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органом государственного надзора в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Консультирование в письменной форме осуществляется инспектором в следующих случаях:

контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;

за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;

ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений.

Если поставленные во время консультирования вопросы не относятся к сфере возложенных полномочий, даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие федеральные органы исполнительной власти или к отвечающим за указанные вопросы должностным лицам.

При осуществлении консультирования инспектор обязан соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий инспекторов, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, испытаний.

Информация, ставшая известной инспектору в ходе консультирования, не может использоваться в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.

 При проведении консультирования во время контрольных (надзорных) мероприятий запись о проведенной консультации отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам государственного надзора, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта государственного надзора исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

При осуществлении профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица инспектор должен явиться в день и время, установленные распоряжением о направлении инспектора для осуществления профилактического визита и указанные в уведомлении о проведении профилактического визита по месту осуществления деятельности контролируемым лицом. В случае необходимости контролируемым лицом осуществляется обеспечение инспектора средствами индивидуальной защиты, соблюдения иных требований в области охраны труда.

В ходе профилактического визита инспектором осуществляется сбор сведений, необходимых для отнесения объектов государственного надзора к категориям риска, в том числе для ознакомления запрашиваются сведения, необходимые для отнесения объекта государственного надзора к категориям риска, осуществляется осмотр принадлежащих контролируемому лицу производственных объектов.

При проведении профилактического визита представление контролируемым лицом запрашиваемых сведений, предоставление доступа к принадлежащим контролируемому лицу производственным объектам не является обязательным.

При проведении профилактического визита контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, связанной с соблюдением регламентов применения пестицидов и агрохимикатов при производстве сельскохозяйственной продукции (за исключением применения пестицидов и агрохимикатов гражданами для ведения личного подсобного хозяйства), а также в отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска.

О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется Управлением не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.

Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом инспектора, направившего уведомление о проведении обязательного профилактического визита, не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.

Срок проведения обязательного профилактического визита определяется инспектором самостоятельно и не должен превышать одного рабочего дня.