● Безопасность и качество зерна.

♦ Основные полномочия в сфере государственного надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки

Предметом государственного контроля является соблюдение товаропроизводителями требований к обеспечению качества и безопасности зерна (для пищевых и непищевых целей) и продуктов переработки зерна (не для пищевых целей) и связанных с ними требований к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при закладке и хранении зерна (для пищевых и непищевых целей) в составе государственного резерва, транспортировке, ввозе зерна и продуктов переработки зерна (для пищевых и непищевых целей) в Российскую Федерацию, при вывозе зерна и продуктов переработки зерна (для пищевых и непищевых целей) из Российской Федерации (в части соблюдения обязательных требований, предъявляемых к зерну и продуктам переработки зерна при осуществлении экспортных операций), а также соблюдение требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».

♦ Нормативные документы (обязательные требования):

(активные ссылки):

— Технический регламент Таможенного Союза 015/2011 «О безопасности зерна»;

— Технический регламент Таможенного Союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»;

— Технический регламент Таможенного Союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»;

—  Закон Российской Федерации от 14.05.1993 № 4973-1 «О зерне»;

Федеральный закон от 23.11.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»;

Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

Федеральный закон 31.07.2021 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2021 г. № 936 «О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными и порядке приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными»;

Постановление правительства российской федерации от 30 июня 2021 г. № 1079 «О Федеральном государственном контроле (надзоре) о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна «;

Приказ Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 18.11.2021 № 1343 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна (Зарегистрирован 18.02.2022
№ 67355).

♦ Меры ответственности за нарушение требований в сфере обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки

Статья 14.43 КоАП РФ Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов

1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, —

(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 119-ФЗ, от 31.12.2014 N 521-ФЗ, от 29.12.2017 N 446-ФЗ),

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

3 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, —

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.

Примечание. Под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 — 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Статья 14.44. Недостоверное декларирование соответствия продукции

1. Недостоверное декларирование соответствия продукции —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, либо недостоверное декларирование такой продукции на основании собственных доказательств в случае, если отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, —

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, —

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Статья 14.45. Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия

Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Статья 14.46. Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия

1. Маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, —

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

♦ Часто задаваемые вопросы в сфере обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки

Часто задаваемые вопросы в сфере обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки

  1. Распространяются ли требования Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» ТР ТС 015/2011 на зерно, предназначенное для семенных целей и продукты переработки зерна?

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности зерна» ТР ТС 015/2011 распространяется на зерно, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории таможенного союза, используемое для пищевых и кормовых целей.

  • Нужна ли декларация о соответствии на зерно, предназначенное для направления на хранение или обработку при выпуске его в обращение на единой таможенной территории?

Нет, не нужна. При выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза зерна, предназначенного для направления на хранение или обработку на территории страны-производителя, оно сопровождается товаросопроводительными документами без информации о декларации.

  • Какие обязательные требования к выпуску зерна в обращение на рынок?

Зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные ТР ТС 015/2011. Каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям настоящего технического регламента.

  • Какими документами сопровождается зерно, перевозимое бестарным методом?

Зерно, перевозимое бестарным методом, должно сопровождаться товаросопроводительными документами, обеспечивающими его прослеживаемость, содержащими информацию о:

— виде зерна, годе урожая, месте происхождения, назначении зерна на пищевые или кормовые цели, на хранение или обработку, на экспорт);

— количестве зерна, в единицах массы;

— наименовании и месте нахождения заявителя;

— о наличии в зерне генно-модифицированных (трансгенных) организмов в случае, если содержание указанных организмов в зерне составляет более 0,9%.  

5. Что такое Федеральная государственная информационная система прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна (ФГИС «Зерно»)?

Федеральная государственная информационная система прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна предназначена для обеспечения прослеживаемости партий зерна и продуктов его переработки (для этого в системе оформляются товаросопроводительные документы на партию зерна или продуктов его переработки — СДИЗ), а также для автоматизации процессов сбора, обработки, хранения и анализа информации, связанной с производством, перевозкой, реализацией, хранением, обработкой, переработкой и утилизацией зерна и продуктов его переработки на внутреннем и внешнем рынках и при закупках зерна в интервенционный госфонд. Это позволяет российскому бизнесу эффективно работать в условиях прозрачности рынка зерна, а государству — отслеживать вклад регионов в обеспечение продовольственной безопасности страны.

6. Когда запускается ФГИС «Зерно»?

С 1 июля 2022 года сельхозтоваропроизводители и прочие участники рынка будут регистрироваться в системе и добровольно вносить в нее сведения о зерне. С 1 сентября 2022 года внесение в систему этих данных станет обязательным. Добровольное внесение данных о продуктах переработки зерна начнется с 1 января 2023 года. С 1 марта 2023 года внесение в систему таких данных станет обязательным.

7. Кто является участником ФГИС «Зерно» и кто должен в ней регистрироваться?

Все участники рынка, которые проводят операции с зерном и продуктами его переработки, в соответствии с правилами, утвержденными постановлением правительства российской федерации от 09.10.2021 № 1722: это и сельскохозяйственные товаропроизводители, и хранители, и промежуточные владельцы зерна, и экспортеры. В системе также должны быть зарегистрированы участники рынка, которые получают зерно и продукты его переработки в виде сырья для производства продукции, не подлежащей прослеживаемости во ФГИС «зерно», в частности производители спирта (они должны вносить в систему сведения о сырье, которое закупают для производства, осуществлять погашение СДИЗ, а также списание зерна при расходовании на производство). Перевозчики зерна и продуктов его переработки, если они ни на одном из этапов не становятся владельцами этой продукции, не являются участниками системы и не должны в ней регистрироваться.

♦ Руководство по соблюдению действующих обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, входящих в компетенцию Россельхознадзора.

♦ Итоги деятельности Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям в сфере обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки

Итоги деятельности Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям в сфере обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки