Результаты правоприменительной практики в сфере государственного земельного надзора за 9 месяцев 2017г.

Управление Россельхознадзора

Управлением в области государственного земельного надзора за 9 месяцев 2017 г. проведено 450 контрольно-надзорных мероприятий, в том числе плановых проверок 62, внеплановых 98, плановых рейдовых осмотров - 282, административных расследований - 2, административных обследований объектов земельных отношений - 0. Специалисты Управления приняли участие в 5-ти проверках, организованных прокуратурой.

Проконтролированная площадь составила 25256,97 га. По результатам контрольно-надзорных мероприятий выявлены нарушения земельного законодательства на площади 16570,027 га. Выдано 63 предписания.   Устранено нарушений в результате работы Управления на площади 3988,98 га. Вовлечено в  оборот  3898,71 га земель с/х назначения.

Составлено 122 протокола об административных правонарушениях.

Наложено штрафов на сумму 1101,55 тыс. руб. Взыскано 444,05 тыс. руб.

Вступило решение суда Хабаровского районного суда об изъятии 1 земельного участка площадью 1,1 га за неиспользование земель для сельхозпроизводства. Органам государственной власти направлены 2 предложения по изъятию неиспользуемых земельных участков (площадь 22,8 га).

В добровольном порядке до истечения срока исполнения предписания оформлено 15 отказов от права собственности на площади 65,99 га.

Арендаторами принято 3 решения о расторжении договоров аренды в добровольном порядке от   212,12 га после получения предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства.

 

 

 

Структура нарушений в области государственного земельного надзора

                    

Статьи КоАП РФ

2017 г.

за 9 мес.

%

Всего нарушений:

122

100

ч.1 ст.8.6 (самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы)

2

1,6

ч.2 ст. 8.6 (порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами)

1

0,8

ч. 2 ст.8.7(невыполнение обязательных мероприятий по охране земель)

10

8,2

ч.2 ст.8.8 (неиспользование в течение 3 х лет)

12

9,8

ч.1 ст.10.10 (нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы)

7

5,7

ч.1 ст.19.4.1(воспрепятствование проведению проверки либо уклонение от поверок)

30

24,6

ст.19.7(непредставление сведений )

21

17,2

ч.25 ст.19.5(неисполнение предписаний)

17

13,9

ч.26 ст.19.5(повторное неисполнение предписаний)

6

4,9

ст.19.6 (непринятие мер по представлению)

0

0

ч.1 ст.20.25(неуплата штрафов в установленный срок)

16

13,1

По нарушениям земельного законодательства наибольший процент приходится на часть 2 статью 8.8. Ко АП РФ « Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи» основной причиной неиспользования является:

-приобретение земельного участка как объекта недвижимости в целях ожидания выгодной рыночной конъюнктуры, либо наследование земельной доли лицами, изначально не планировавшими работать с землей.

Таким лицам необходимо иметь в виду, либо они будут использовать земельный участок, либо он будет у них изъят в судебном порядке.

Следующими наиболее распространенными нарушениями являются нарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.2 ст.8.7 КоАП РФ «Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую».

Основными причинами нарушений данной статьи являются:

-незнание обязательных требований по охране почв и воспроизводству плодородия земель;

- недостаток финансовых, материальных, технических ресурсов;

-погодные условия;

- состояние земельного участка (заросший кустарником и деревьями, заболачивание, переувлажнение).

Не все из этих причин могут быть признаны как основание для освобождения от административной ответственности, а только те на которые землепользователь практически никак не может влиять.

На третьем месте нарушения по ч.1 ст. 10.10 КоАП РФ в области мелиорации земель «Нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения».

Обусловлено это несколькими причинами.

  1. Значительная (более 40%) часть земель на подконтрольной территории относится к мелиорированным.
  2. Мелиоративные системы длительное время не ремонтировались и не обслуживались.
  3. Отсутствие кадастрового учета мелиоративных систем и не оформленность прав на них.

Отсутствие надлежаще оформленных прав на мелиоративные системы не является основанием для несоблюдения правил эксплутатации мелиоративных систем и отдельно стоящих гидротехнических сооружений. Так как мелиоративные системы обслуживают конкретные земельные участки, не являются самостоятельными объектами, а неразрывно связаны с ними, то правообладатель мелиорированного земельного участка обязан содержать в надлежащем состоянии и мелиоративные системы в пределах участка.

Правообладатели земельных участков, расположенных на мелиорированных землях должны удалять из проводящих каналов и водоприемников случайно попавшие предметы, затрудняющие свободное течение воды и создающие подпор; скашивание травянистой растительности, вырубку кустарников на откосах и бермах каналов, защитных валов и дамб; очистку от мусора, ила, снега, льда и посторонних предметов отверстий мостов, труб - переездов, смотровых колодцев, дренажных устьев, регуляторов и других гидротехнических сооружений.

В целом отмечается рост правонарушений по процессуальным статьям Ко АП РФ. Причины такого изменения связаны с тем, что размеры штрафов по отраслевым статьям значительно выше, чем по процессуальным. Кроме того, уклоняясь от проверки можно было избежать предписания и соответственно обязанности по устранению выявленных нарушений.

Наиболее активно проводилась работа по статье ч.1 ст.19.4.1 КоАП РФ «воспрепятствование проведению проверок либо уклонение от проверок», так как в основном это происходило на землях не имеющих установленных границ и при надлежащим уведомлением о предстоящей проверке.

Правообладателям земельных участков следует иметь ввиду, что :

         При направлении правообладателям земельных участков уведомления о проведении плановой проверки сотрудники отдела государственного земельного надзора руководствуются Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 г. № 234 (далее - Правила). В частности, в соответствии с п.21 Правил на почтовых отправлениях отправителем   указываются точные адреса отправителя и адресата, что подтверждается справкой отдела адресно-справочной работы УФМС России по Хабаровскому краю и Выписками из ЕГРЮЛ.

             Таким образом, Управлением и органом почтовой связи принимаются необходимые меры по направлению и надлежащему вручению заказных писем с уведомлением. Пункт 34   Правил устанавливает, что почтовые отправления   при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи, не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям.

             В соответствии с п.35 Правил почтовое отправление или почтовый перевод возвращается по обратному адресу:

а) по заявлению отправителя;

б) при отказе адресата (его уполномоченного представителя) от его получения;

в) при отсутствии адресата по указанному адресу;

г) при невозможности прочтения адреса адресата;

д) при обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи, в том числе отсутствия указанного на отправлении адреса адресата.

           В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).

       В соответствии со ст. 165.1   Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N51-ФЗ (далее- ГК РФ)   заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

             Статьи 2 и 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», устанавливают обязанность граждан РФ состоять на регистрационном учете по месту жительства и/или месту пребывания, в том числе в целях исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

             Осуществление лицом своих прав и обязанностей, связанных с местом проживания, находится в зависимости от волеизъвления такого лица, которое при добросовестном отношении должно было заботиться о получении почтовой корреспонденции, направляемой на его имя.

             Неполучение заказных писем с уведомлением   расценивается как злоупотребление правом, так как в силу ст.10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

           На основании выше указанного, следует, что неполучение писем правообладателями земельных участков считается надлежащим уведомлением.

Исходя из анализа правоприменительной практики в области земельного надзора, в целях совершенствования законодательства, в административное законодательство внесены изменения, позволяющие проводить проверку в отсутствие правообладателя земельного участка в случае его надлежащего уведомления о проведении проверки.

Среди процессуальных статей значительная доля приходится на ст. 19.7 «Непредоставление сведений» и ч. 25 ст.19.5 КоАП РФ «Неисполнение предписания».

Правообладатели земельных участков должны знать, что охрана почв от загрязнения должна осуществляться с учетом следующего требования (в числе прочего): определение норм, сроков и техники внесения удобрений, химических мелиорантов и других средств химизации с учетом данных агрохимического обследования почв, прогнозов появления вредителей и болезней, фактического засорения посевов. Изложенное свидетельствует о том, что агрохимическое обследование почв является обязательным мероприятием по охране почв.   При выращивании сельскохозяйственных культур происходит вынос и потребление растениями элементов питания из почвы, что приводит к истощению природных ресурсов(почвы).

Эффективность отдельных видов минеральных удобрений зависит от обеспеченности почв питательными веществами. Следовательно, что результаты агрохимического обследования земель (агрохимический паспорт поля, протоколы испытаний) необходимы для расчета норм внесения минеральных и органических удобрений, в целях обеспечения их экономической эффективности и экологической безопасности, они являются исходной характеристикой почвенного плодородия земельных участков и основой для планирования мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв.   Непроведение агрохимического обследования почв может повлечь неконтролируемое повышение кислотности почвы, щелочности,   и значительное ухудшение качества почв, что негативно воздействует на окружающую среду, ухудшает качественное состояние земли.  

Неисполнения предписаний в установленный срок недопустимы, так как штрафы по ним стали сопоставимы с основными статьями, введена часть 26 данной статьи за повторное неисполнение предписания с практически удвоенным штрафом. Кроме того, неисполнение предписания может повлечь инициирование процедуры изъятия земельного участка.

В случае невозможности исполнения предписания в установленный срок, для решения вопроса о продлении срока устранения нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации лицо, которому выдано предписание, необходимо заблаговременно   представить должностному лицу, вынесшему предписание:

   - ходатайство о продлении срока устранения нарушения;

   -   документы,   справки и иные материалы, подтверждающие принятие необходимых мер для устранения нарушения.

Правонарушители которые были привлечены к административной ответственности за нарушения земельного законодательства и не уплатившие в установленный законом срок административный штраф (в течении 60 дней со дня вступления в законную силу постановления) должны иметь ввиду, то что постановления об административной ответственности для принудительного взыскания будут направлены в судебным приставам-исполнителям.

Так, значительную долю занимают нарушения по ч. 1ст. 20.25 КоАП РФ «Неуплата штрафа в установленный законом срок».

За данные нарушения предусмотрен штраф в двойном размере от неуплаченного. Чтобы не допускать указанных правонарушений необходимо в случае невозможности оплаты направить в орган, вынесший постановление о привлечении к ответственности, ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки платежа.

Всем землепользователям необходимо выполнять обязательные требования. Отделом земельного надзора проверка их исполнения осуществляется в соответствии с законодательством, о чем свидетельствует судебная практика. Из 83 дел, рассмотренных судами общей юрисдикции, в пользу Управления вынесено 79 решений и только 4 в пользу граждан и юридических лиц, причем по основаниям, не связанным с существом вопроса.

Ра

Управлением проведена работа по возмещению вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды:

- по факту перекрытия песком на площади 1092 кв.м.   земельного участка сельскохозяйственного назначения (разрешенное использование- для с/х производства (пастбище)). Иск на возмещение вреда в размере 6458,88 млн. руб. в отношении юридического лица направлен в ФССП. Взыскано ОСП на сумму 1,374 млн. руб.;

- по факту загрязнения почв в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (превышение ОКП «хлорпирифоса»   на площади 2470 кв.м.) юридическому лицу предъявлена претензия на возмещение вреда в добровольном порядке в размере 1,482 млн. руб. и проведении восстановительных работ. Учреждение проигнорировало данную претензию. Управление обратилось в суд с исковым заявлением в суд о возмещении вреда и проведению работ по рекультивации нарушенного участка земли. Решением Хабаровского районного суда   исковые требования удовлетворены. Материалы дела переданы в Роспотребнадзор.

В целях охраны земель правообладателям земельных участков, применение пестицидов и агрохимикатов в сельскохозяйственном производстве проводить только после предварительного обследования сельскохозяйственных угодий (посевов), в том числе агрохимических и фитосанитарных обследований. В случае применения пестицидов следует проверять почву сельскохозяйственных угодий, грунты теплиц на остаточное количество применяемых пестицидов. Правообладатели земельных участков не должны допускать самовольное снятие, перемещение и перекрытие (песком, щебнем, древесиной и др.) плодородного слоя почвы.

В рамках профилактических мероприятий при проведении государственного земельного надзора проведено 27 совещаний/консультаций в муниципальных районах и сельских поселениях по разъяснению обязательных требований. Правообладателям земельных участков сельскохозяйственного назначения направлено 102 информационных письма о недопустимости нарушений земельного законодательства, выдано 141 предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований.

Получено 39 ответов о выполнении предостережений и 8 возражений на предостережения. Однако после повторных плановых рейдовых осмотров, установлено что возражения не оправданы, ранее выявленные нарушения имеют свое место, т.е нарушения не устранены. В отношении таких правообладателей будут инициированы внеплановые проверки.

По результатам проведения плановых (рейдовых) осмотров в МИЗИП Хабаровского края, МСХ Хабаровского края, ТУ Росимущества по Хабаровскому краю направлены информационные письма о выявленных нарушениях обязательных требований земельного законодательства в отношении:  

ООО «Амурская Заря»,

ООО «Агроинжениринг»,

АО «Лермонтовское»,

ООО «Заря»,

ИП Азаренко,

ИП Ипачинцева

и об оказании в пределах своей компетенции помощи данным лицам по вовлечению нарушенных земельных участков в сельскохозяйственный оборот.

         Итого в по результатам проведенных профилактических мероприятий введено в сельскохозяйственный оборот 3065 га.

В целях повышения открытости бизнесу постановлением Правительства Российской Федерации с 1 октября 2017 года при осуществлении государственного земельного надзора предусмотрено введение проверочных листов.

Использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) осуществляется при проведении плановой проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при проведении плановой проверки, содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов)."

В целях применения риск-ориентированного подхода при осуществлении   государственного земельного надзора земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Отнесение земельных участков к определенной категории риска и изменение присвоенной земельному участку категории риска осуществляется решением руководителя (заместителя руководителя)   по месту нахождения земельного участка в соответствии с критериями отнесения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", к определенной категории риска.

При наличии критериев, позволяющих отнести земельный участок к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие земельный участок к более высокой категории риска.

Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, осуществляются   в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью:

для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, - не чаще чем один раз в 3 года;

для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, - не чаще чем один раз в 5 лет.

Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.

При отнесении земельных участков к категориям риска используются в том числе:

а) информация, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости;

б) сведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;

в) сведения государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;

г) сведения, получаемые при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, являющимися правообладателями земельных участков.

До 1 декабря 2017 г. территориальные органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору должны утвердить перечни земельных участков, которым присвоены категории риска.  

По запросу юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса, направляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину информацию о присвоенных используемым ими земельным участкам категориях риска, а также сведения, использованные при отнесении используемых ими земельных участков к определенным категориям риска.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин вправе подать в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальный орган заявление об изменении присвоенной ранее земельному участку категории риска в порядке, установленном Правилами.

Существуют четыре критерия   риска.

К категории среднего риска относятся:

а) земельные участки, кадастровая стоимость которых на 50 и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу);

б) мелиорируемые и мелиорированные земельные участки;

в) земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более);

г) земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью 2000 мест и более), свиноматок (с проектной мощностью 750 мест и более).

  1. К категории умеренного риска относятся:

а) земельные участки, смежные с земельными участками из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;

б) земельные участки, в границах которых расположены магистральные трубопроводы;

в) земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 40 тыс. птицемест);

г) земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью менее 2000 мест), свиноматок (с проектной мощностью менее 750 мест).

  1. К категории низкого риска относятся все иные земельные участки, не отнесенные в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящих критериев к категориям среднего или умеренного риска.
  2. Земельные участки, подлежащие в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящих критериев отнесению к категории умеренного и низкого риска, подлежат отнесению соответственно к категории среднего, умеренного риска при наличии вступившего в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении земельного участка к категории риска постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, гражданину, являющимся правообладателями земельных участков, а также должностному лицу юридического лица за совершение административных правонарушений, предусмотренных:

а) статьей 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ;

б) частями 25, 26 статьи 19.5 и статьей 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части предписаний (постановлений, представлений, решений), выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

  1. Земельные участки, подлежащие в соответствии с пунктом 1 настоящих критериев отнесению к категории среднего риска, подлежат отнесению к категории умеренного риска при отсутствии постановления о назначении административного наказания, указанного в пункте 4 настоящих критериев, а также в случае отсутствия при проведении последней плановой проверки нарушений обязательных требований.