О ситуации с использованием компонента ВетИС «Веста» на конец февраля 2020 года

Россельхознадзор (Москва) продолжает знакомить  с ситуацией, сложившейся в процессе использования компонента ВетИС «Веста» (далее – Веста) лабораториями Россельхознадзора, ветеринарными учреждениями (лабораториями), подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее – государственные ветеринарные лаборатории), а также иными учреждениями, производящими лабораторные исследования.

Общая динамика внесения результатов лабораторных исследований

На Рис. 1 показана общая динамика внесения данных об исследованиях за последние 13 месяцев, начиная с января 2019 года.

Рис. 1 Динамика внесения результатов исследований в Весту учреждениями, производящими лабораторные исследования. По горизонтальной оси – количество исследований, внесенных за месяц.

В январе темп внесения исследований уменьшился, количество оформленных исследований на 38,09% меньше по сравнению с предыдущим месяцем.

Если сравнивать количество внесенных исследований в январе 2020 года с аналогичным периодом в прошлом году, то количество исследований увеличилось в 1,1 раза.

На Рис. 2 показана общая динамика внесения данных о пробах за последние 13 месяцев, начиная с января 2019 года.

Рис. 2 Динамика внесения сведений о пробах в Весту учреждениями, производящими лабораторные исследования. По горизонтальной оси – количество проб, внесенных за месяц.

В январе темп внесения сведений о пробах также уменьшился, количество внесенных проб на 24,08% меньше по сравнению с предыдущим месяцем.

Если сравнивать количество внесенных проб в январе 2020 года с аналогичным периодом в прошлом году, то количество проб увеличилось в 1,09 раза.

В различных субъектах Российской Федерации ситуация с использованием Весты принципиально различается.

Об использовании Весты в различных субъектах Российской Федерации

На Рис. 3 показана группа лидеров по количеству исследованных проб, это 6 субъектов Российской Федерации, где оформлено в Весте более 5 тысяч проб за январь (в прошлом месяце таких было 12).

Рис. 3 Субъекты Российской Федерации, где наиболее активно велась работа по внесению проб в Весту в январе 2020. По горизонтальной оси – количество проб, исследованных за месяц.

В группу аутсайдеров по этому показателю входят 10 субъектов, в которых было оформлено менее 100 проб (в прошлом месяце таких было 9), это: Еврейская автономная область, Республики Адыгея, Ингушетия, Крым, Тыва и Карачаево-Черкессия, Чукотский, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Магаданская область.

Остальные, естественно, являются середнячками.

На Рис. 4 показана группа лидеров по количеству проведенных исследований, это 5 субъектов Российской Федерации, где оформлено в Весте более 100 тысяч исследований за январь (в прошлом месяце таких было 13).

Рис. 4 Субъекты Российской Федерации, где наиболее активно велась работа по внесению исследований в Весту в январе 2020. По горизонтальной оси – количество исследований, внесенных за месяц.

В группу аутсайдеров по этому показателю входят 11 субъектов, в которых было оформлено менее 1 тысячи исследований или исследования не вносились вовсе (в прошлом месяце таких было 6), это: Еврейская автономная область, Республики Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Адыгея, Тыва, Крым, Хакасия и Северная Осетия — Алания, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Магаданская область.

Остальные, естественно, являются середнячками.

Количество результатов испытаний, внесенных в Весту, относительно количества оформленных в данном субъекте Российской Федерации эВСД

Оценивая работу, проводимую в различных субъектах Российской Федерации в настоящее время, необходимо уделять внимание не только абсолютным, но и относительным показателям для сравнения работы субъектов между собой. В качестве такого показателя будет выступать количество внесенных исследований в Весте на единицу перемещения подконтрольного товара (определяется по числу оформленных транспортных эВСД).

В группу лидеров по количеству проведенных исследований на единицу перемещений подконтрольного товара (Рис. 5) входит 4 субъекта, в которых за месяц внесено 0,1 и более исследований на единицу перемещения (в прошлом месяце их было 9).

Рис. 5 Субъекты Российской Федерации, которые входят в группу лидеров по количеству проведенных исследований на единицу перемещений подконтрольного товара. По горизонтальной оси – количество проведенных исследований на единицу перемещения подконтрольного товара за месяц.

Группу аутсайдеров по этому показателю представляют 56 субъектов Российской Федерации, в которых оформлено 0,01 и менее результатов испытаний на единицу перемещения (в прошлом месяце таких было 48), это: Архангельская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Кемеровская, Костромская, Курганская, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Томская, Тюменская, Челябинская и Ярославская области, Ставропольский, Камчатский, Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Хабаровский, Пермский и Приморский края, Республики Адыгея, Карачаево-Черкессия, Ингушетия, Карелия, Коми, Крым, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия — Алания, Татарстан, Тыва и Хакасия, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, гг. Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, Еврейская автономная область,.

Остальные, естественно, являются середнячками.

Количество результатов испытаний, внесенных в Весту, относительно количества оформленных в данном субъекте Российской Федерации производственных эВСД

Данный показатель весьма схож технически с описанным в предыдущей главе, но связан не с оборотом подконтрольных товаров на территории субъекта Российской Федерации, а с количеством партий подконтрольных товаров, произведенных в субъекте Российской Федерации.

В группу лидеров по количеству проведенных исследований на произведенную партию подконтрольного товара (Рис. 6) входят 8 субъектов, в которых за месяц внесено более 1 исследования на одну произведенную партию (в прошлом месяце таких было 10). 

Рис. 6 Субъекты Российской Федерации, которые входят в группу лидеров по количеству проведенных исследований на одну произведенную партию подконтрольного товара. По горизонтальной оси – количество проведенных исследований на единицу производства подконтрольного товара.

Чеченскую Республику к лидерам по данному показателю можно отнести лишь формально, поскольку число производственных эВСД, оформленных за месяц в этом субъекте крайне мало – 992.

В группу аутсайдеров по этому показателю входят 17 субъектов Российской Федерации, в которых оформлено менее 0,05 результатов испытаний за месяц на одну производственную партию (в прошлом месяце таких было 15), это: Курганская, Магаданская, Московская, Новгородская, Псковская, Самарская, Сахалинская, Тамбовская, Республики Адыгея, Карачаево-Черкессия, Крым, Мордовия и Хакассия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пермский и Красноярский края, Еврейская автономная область.

Остальные, естественно, являются середнячками.

Динамика оформления результатов испытаний в январе 2020 в сравнении с декабрем 2019 года

Если сравнивать динамику оформления результатов испытаний в январе 2020 года по сравнению с предыдущим месяцем, то здесь группу лидеров (ранжированы в порядке убывания достижений) составляют субъекты Российской Федерации, в которых темп внесения результатов лабораториями увеличился более чем на 100 %.

Это 4 субъекта Российской Федерации, в прошлом месяце таких так же было 4 (ранжированы в порядке убывания достижений), это: Ярославская область, Удмуртская Республика, Пермский край, Архангельская область.

В то же самое время в 67 субъектах Российской Федерации отмечено снижение количества внесенных результатов исследований, в прошлом месяце таких субъектов было 62, это: Амурская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Костромская, Курганская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Новгородская, Новосибирская, Челябинская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Ростовская, Рязанская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тюменская, Ульяновская, Псковская, Республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Чечня, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Коми, Крым, Мордовия, Саха (Якутия), Кабардино-Балкария, Северная Осетия — Алания, Карачаево-Черкессия, Татарстан, Тыва и Хакассия, Алтайский, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский, Камчатский, Приморский, Ставропольский и Забайкальский края, Ханты-Мансийский, Ненецкий и Чукотский автономные округа, гг. Москва и Санкт-Петербург.

Также отмечаем 2 субъекта Российской Федерации (в прошлом месяце их так же было 2), где учреждения, производящие лабораторные исследования, либо не подключены к Весте, либо не вносят в нее результаты (ранжированы в алфавитном порядке): Еврейская автономная область и Ямало-Ненецкий автономный округ.

Остальные, естественно, являются середнячками.

Ситуация с наличием правоустанавливающих документов и подтверждением компетентности лабораторий

Основными правоустанавливающими документами для лабораторий, выполняющих исследования в области ветеринарии и пищевой безопасности являются: лицензия Роспотребнадзора на работу с патогенными микроорганизмами соответствующей группы патогенности; государственная аккредитация (Росаккредитация) для проведения тех исследований, которые проводит данная лаборатория.

По состоянию на конец января 2020 года на территории 13 субъектов Российской Федерации (Республик  Адыгея, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Тыва и Чечня, Еврейской автономной области, Магаданской области, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов) нет ни одной аккредитованной в национальной системе аккредитации ветеринарной лаборатории, подведомственной органам исполнительной власти в области ветеринарии субъектов Российской Федерации.

Кроме того, Республика Чечня является единственным субъектом Российской Федерации, на территории которого ни одна государственная ветеринарная лаборатория не имеет лицензии Роспотребнадзора на работу с патогенными микроорганизмами.

В Таблице 1 показаны данные о наличии у учреждений, проводящих лабораторные исследования подконтрольной продукции (согласно информации, представленной в Россельхознадзор органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области ветеринарии), правоустанавливающих документов и их работе в компоненте «Веста».

Для того чтобы результаты, полученные лабораторией, были доступны любому приобретателю конкретной партии подконтрольного товара, включая конечного потребителя, и любому представителю контролирующих органов на всем жизненном цикле подконтрольного товара, лаборатория должна регистрировать результаты проводимых исследований в компоненте «Веста» и отбор проб для их проведения — в Меркурии.

В Таблице 2 показано процентное соотношение подведомственных учреждений, являющихся лабораториями и проводящих исследования подконтрольной продукции, соответствующих всем критериям (наличие аккредитаций и лицензий, внесение результатов проводимых исследований в компонент «Веста»), к общему числу учреждений, проводящих исследования. 

Таблица 1. Анализ функциональности подведомственных учреждений органов управлений ветеринарией субъектов Российской Федерации

№ пп Наименование субъекта РФ Всего учреждений из них
являются лабораториями и проводят исследования лицензированных аккредитованных подкл. к Весте вносят ис-ия внесено более 1000 ис-ий
1 Алтайский край 50 31 31 10 31 28 12
2 Амурская область 14 5 4 1 3 3 1
3 Архангельская область 23 5 5 1 5 4 3
4 Астраханская область 17 11 11 1 11 11 5
5 Белгородская область 11 10 10 3 10 10 10
6 Брянская область 30 8 8 6 8 8 8
7 Владимирская область 18 10 10 4 10 7 3
8 Волгоградская область 36 28 28 1 28 26 9
9 Вологодская область 18 8 8 1 8 8 5
10 Воронежская область 14 14 14 1 14 14 2
11 г. Москва 2 1 1 1 1 1 0
12 г. Санкт-Петербург 1 1 1 1 1 1 1
13 г. Севастополь 1 1 1 1 1 1 1
14 Еврейская АО 9 1 1 0 1 0 0
15 Забайкальский край 34 22 22 1 22 9 5
16 Ивановская область 11 7 5 1 7 7 3
17 Иркутская область 15 8 8 2 8 6 4
18 Кабардино-Балкарская  Республика 1 1 1 0 1 1 1
19 Калининградская область 1 1 1 1 1 1 1
20 Калужская область 9 8 8 8 8 8 5
21 Камчатский край 8 2 2 1 2 2 1
22 Карачаево-Черкесская Республика 13 4 2 0 2 1 0
23 Кемеровская область 30 7 7 7 7 7 5
24 Кировская область 41 17 17 1 17 11 11
25 Костромская область 16 7 7 2 7 7 4
26 Краснодарский край 16 16 16 16 16 16 14
27 Красноярский край 17 17 17 2 17 3 2
28 Курганская область 12 1 1 1 1 1 1
29 Курская область 9 1 1 1 1 1 1
30 Ленинградская область 13 9 9 5 9 9 9
31 Липецкая область 13 13 13 5 13 12 10
32 Магаданская область 1 0 0 0 0 0 0
33 Московская область 6 6 6 4 6 6 3
34 Мурманская область 2 1 1 1 1 1 1
35 Ненецкий АО 1 1 1 0 1 1 1
36 Нижегородская область 55 9 9 8 9 9 8
37 Новгородская область 26 4 4 3 4 4 0
38 Новосибирская область 32 28 28 6 28 25 20
39 Омская область 27 1 1 1 1 1 1
40 Оренбургская область 21 21 21 1 21 21 13
41 Орловская область 10 10 10 2 10 8 6
42 Пензенская область 32 1 1 1 1 1 1
43 Пермский край 16 1 1 1 1 1 1
44 Приморский край 13 3 3 1 3 3 0
45 Псковская область 11 1 1 1 1 1 1
46 Республика Адыгея 3 3 3 0 3 1 0
47 Республика Алтай 12 6 6 4 6 6 5
48 Республика Башкортостан 12 12 12 1 12 8 7
49 Республика Бурятия 3 2 2 1 2 2 2
50 Республика Дагестан 67 7 7 1 7 4 2
51 Республика Ингушетия 7 3 1 0 3 1 0
52 Республика Калмыкия 16 13 13 0 13 9 3
53 Республика Карелия 1 1 1 0 1 1 1
54 Республика Коми 1 1 1 1 1 1 1
55 Республика Крым 23 1 1 1 1 0 0
56 Республика Марий-Эл 17 8 8 1 8 7 4
57 Республика Мордовия 24 11 11 5 11 10 1
58 Республика Татарстан 40 40 38 1 40 31 12
59 Республика Тыва 22 1 1 0 1 1 0
60 Республика Удмуртия 16 3 3 3 3 3 3
61 Республика Хакассия 12 1 1 1 1 1 0
62 Республика Чувашия 1 1 1 1 1 1 1
63 Республика Якутия 37 35 34 13 35 32 9
64 Ростовская область 1 1 1 1 1 1 1
65 Рязанская область 33 1 1 1 1 1 1
66 Самарская область 36 2 2 1 2 1 1
67 Саратовская область 38 37 37 9 37 36 19
68 Сахалинская область 3 3 3 1 3 3 0
69 Свердловская область 35 9 9 4 9 9 9
70 Северная Осетия — Алания 12 1 1 1 1 1 0
71 Смоленская область 2 1 1 1 1 1 1
72 Ставропольский край 31 22 22 19 22 15 3
73 Тамбовская область 26 3 3 1 3 2 1
74 Тверская область 29 9 9 1 9 8 4
75 Томская область 16 5 5 2 5 4 3
76 Тульская область 11 7 7 2 7 7 6
77 Тюменская область 13 4 4 3 4 4 3
78 Ульяновская область 11 11 11 11 11 11 8
79 Хабаровский край 20 1 1 1 1 1 1
80 Ханты-Мансийский АО 2 1 1 1 1 1 1
81 Челябинская область 23 11 7 2 11 10 8
82 Чеченская Республика 6 1 0 0 1 1 1
83 Чукотский автономный округ 1 1 1 0 1 1 0
84 Ямало-Ненецкий АО 3 1 1 0 1 0 0
85 Ярославская область 2 1 1 1 1 1 1
Всего: 1424 644 629 213 640 545 318

Таблица 2. Соответствие подведомственных учреждений всем критериям в январе 2020 года, %

№ пп Наименование субъекта РФ учреждения, проводящие исследования из них соответствуют всем критериям %
1 г. Москва 1 1 100,00
2 г. Санкт-Петербург 1 1 100,00
3 г. Севастополь 1 1 100,00
4 Калининградская область 1 1 100,00
5 Калужская область 8 8 100,00
6 Кемеровская область 7 7 100,00
7 Краснодарский край 16 16 100,00
8 Курганская область 1 1 100,00
9 Курская область 1 1 100,00
10 Мурманская область 1 1 100,00
11 Омская область 1 1 100,00
12 Пензенская область 1 1 100,00
13 Пермский край 1 1 100,00
14 Псковская область 1 1 100,00
15 Республика Коми 1 1 100,00
16 Республика Хакассия 1 1 100,00
17 Республика Чувашия 1 1 100,00
18 Ростовская область 1 1 100,00
19 Рязанская область 1 1 100,00
20 Смоленская область 1 1 100,00
21 Ульяновская область 11 11 100,00
22 Хабаровский край 1 1 100,00
23 Ханты-Мансийский АО 1 1 100,00
24 Ярославская область 1 1 100,00
25 Брянская область 8 6 75,00
26 Новгородская область 4 3 75,00
27 Тюменская область 4 3 75,00
28 Ставропольский край 22 16 72,73
29 Московская область 6 4 66,67
30 Нижегородская область 9 6 66,67
31 Республика Алтай 6 4 66,67
32 Республика Удмуртия 3 2 66,67
33 Ленинградская область 9 5 55,56
34 Камчатский край 2 1 50,00
35 Республика Бурятия 2 1 50,00
36 Самарская область 2 1 50,00
37 Свердловская область 9 4 44,44
38 Владимирская область 10 4 40,00
39 Томская область 5 2 40,00
40 Республика Мордовия 11 4 36,36
41 Республика Якутия 35 12 34,29
42 Приморский край 3 1 33,33
43 Сахалинская область 3 1 33,33
44 Тамбовская область 3 1 33,33
45 Белгородская область 10 3 30,00
46 Алтайский край 35 10 28,57
47 Костромская область 7 2 28,57
48 Тульская область 7 2 28,57
49 Иркутская область 8 2 25,00
50 Саратовская область 37 9 24,32
51 Новосибирская область 28 6 21,43
52 Амурская область 5 1 20,00
53 Архангельская область 5 1 20,00
54 Орловская область 10 2 20,00
55 Челябинская область 11 2 18,18
56 Липецкая область 13 2 15,38
57 Ивановская область 7 1 14,29
58 Республика Дагестан 7 1 14,29
59 Вологодская область 8 1 12,50
60 Республика Марий-Эл 8 1 12,50
61 Красноярский край 17 2 11,76
62 Тверская область 9 1 11,11
63 Астраханская область 11 1 9,09
64 Республика Башкортостан 12 1 8,33
65 Воронежская область 14 1 7,14
66 Кировская область 17 1 5,88
67 Оренбургская область 21 1 4,76
68 Забайкальский край 22 1 4,55
69 Волгоградская область 28 1 3,57
70 Республика Татарстан 40 1 2,50
71 Еврейская АО 1 0 0
72 Кабардино-Балкарская  Республика 1 0 0
73 Карачаево-Черкесская Республика 4 0 0
74 Магаданская область 0 0 0
75 Ненецкий АО 1 0 0
76 Республика Адыгея 3 0 0
77 Республика Ингушетия 3 0 0
78 Республика Калмыкия 13 0 0
79 Республика Карелия 1 0 0
80 Республика Крым 1 0 0
81 Республика Тыва 1 0 0
82 Северная Осетия — Алания 1 0 0
83 Чеченская Республика 1 0 0
84 Чукотский автономный округ 1 0 0
85 Ямало-Ненецкий АО 1 0 0
Всего 648